Гимнастика после сна в детском саду

Гимнастика в детском саду

Укрепление здоровья воспитанников является одной из главных задач детских дошкольных учреждений. Выполнение этой задачи происходит не только на занятиях, прогулках, но и тогда, когда планируется гимнастика после сна в детском саду. Проводят ее с соблюдением правил, так как она служит не только для оздоровления, но и для коррекции некоторых физических недостатков воспитанников.

Зачем проводить зарядку после сна

Отдых в дневное время в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) запланирован с учетом его пользы для физического, психического, интеллектуального развития детей. Но после сна не всем удается проснуться активными, готовыми заниматься игровой деятельностью. Чтобы взбодрить ребенка, нужно начать делать зарядку уже в кровати.

Проводят гимнастику для того, чтобы после пробуждения:

  • увеличился тонус нервной системы;
  • укрепились мышцы и кости;
  • предупредить нарушения осанки;
  • повысилось настроение.

Если проводится бодрящая гимнастика регулярно, то и дети плавно перейдут от сна к активной деятельности. Настроение у них будет всегда хорошим, без капризов, а психическое состояние не подавленным. Благодаря гимнастике меньше будет конфликтов между детьми.

Когда лучше: до сна или после

До того как уложить детей в детском саду спать, проводят прогулку на свежем воздухе. Необходимо во время нее так организовать деятельность детей, чтобы они были максимально активны. После нее дети обедают и ложатся спать. Если они устали, то заснут быстро.

Поэтому гимнастика перед сном не нужна. Она только приведет к перевозбуждению и нарушит режим дня. А вот зарядиться энергией после сна необходимо. Для этого и проводят физические упражнения в это время.

Как правильно организовать

Так как основная цель гимнастических упражнений состоит в постепенном переходе от сонного состояния к бодрому, то можно использовать в период пробуждения спокойную музыку. Она поднимет настроение, вселит радость в детей. Выполнение упражнений под музыку будет воспитывать чувство ритма, приведет к плавности движений.

Эмоции взрослого, проводящего зарядку, должны быть только положительными. Лучше, когда малыш, просыпаясь, видит улыбку на лице воспитателя, а не злой окрик. Гимнастика после дневного сна проводится в проветренном помещении с температурой воздуха не выше 18 градусов. Достаточно отвести на нее 10-15 минут.

При выполнении упражнений учитываются возрастные, индивидуальные особенности каждого воспитанника.

Из каких частей состоит комплекс

Составляют комплекс гимнастики так, чтобы он состоял:

  • из разминки лежа в кроватке;
  • массажа точечного или зарядки для пальчиков;
  • дыхательных и общеукрепляющих упражнений;
  • ходьбы по массажным коврикам, ребристой доске;
  • обливаний ног контрастной водой.

Кроме общих целей, каждая часть комплекса решает и свои задачи в деле укрепления здоровья детей. Разминку надо проводить, когда дети только проснулись и лежат в постели. В эту часть включают только плавные движения в виде потягиваний, растягиваний мышц конечностей, спины. В течение 2-3 минут у детей проходит сон и они готовы к следующим упражнениям.

Гимнастика для детей после дневного сна

Дальше проводится основная часть зарядки. В нее включают общеукрепляющие, дыхательные, корригирующие упражнения. В заключение можно провести с детьми игру с подражанием сказочным персонажам, животным.

Сюжеты подбираются воспитателем с учетом возраста воспитанников. Во второй младшей группе это могут быть имитаций движений зайчика, медведя, лыжника. С детьми постарше разучивают танцевальные движения под ритмическую музыку.

Виды гимнастики

В зависимости от возраста, состояния здоровья после сна проводят разные упражнения, направленные:

  • на коррекцию и профилактику плоскостопия, сколиоза;
  • развитие правильного дыхания;
  • пробуждение после дневного сна;
  • улучшение психического и эмоционального настроя.

Можно упор делать только на один вид гимнастики, но часто включают в комплекс все типы упражнений.

Корригирующая гимнастика, ее особенности и методика проведения

Картотека коррекции и предупреждения отклонений в развитии костного и мышечного аппарата детей включает в себя:

  • растягивания мышц спины и конечностей;
  • перекатывания с одного бока на другой;
  • сгибания и разгибания ног в коленях;
  • позу кошки доброй и злой;
  • прогибания спины лежа на животе.

Выполняют такие упражнения или в постели, или на коврике, постеленном на полу. Дальше оздоровительная гимнастика состоит из комплекса, в который включают сначала упражнения для мышц шеи, затем рук, туловища и ног. В младшей и средней группе надо обыгрывать общеукрепляющий комплекс, чтобы дети старались выполнять зарядку правильно.

Лучше всего проходит гимнастика, когда к упражнениям подбирается соответствующая музыка. При выборе сопровождения стоит обратить внимание на репертуар музыкальных занятий в конкретной возрастной группе. Это могут быть и детские песенки и произведения композиторов Лядовой, Шаинского.

Корригирующая гимнастика проводится с применением массажных ковриков. Это поможет предупредить развитие плоскостопия. Используют и перекатывания стопой карандаша, бутылки, захват ступней предмета. Для профилактики сколиоза следят за осанкой ребенка при выполнении упражнений, во время повседневной деятельности.

Выработка правильного дыхания

Дыхательная гимнастика включает в себя такой комплекс:

  • Надуй шарик. После глубокого вдоха воспитанники начинают выдыхать с длительным произнесением звука Ф-Ф-Ф. При этом у них перед грудью руки образуют круг. После хлопка воспитателя, «шарик» сдувается – все приседают, опуская руки, произнося Ш-Ш-Ш.
  • Выполняют вдох и выдох сначала через одну ноздрю, зажав другую. Затем проделывают то же со второй. Так дышит Дракон.
  • Рычать как лев, резко вдохнув, после наклона быстро выдохнуть.
  • Произносить рычание длительно на выдохе.
Перед проведением зарядки воспитателю нужна консультация специалиста, чтобы правильно провести упражнения на дыхание.

Роль пальчиковой гимнастики

Советуют включать в зарядку после сна и упражнения для пальцев рук. Особенно необходимы они для воспитанников, посещающих вторую младшую группу и среднюю. В этом возрасте идет активное формирование правильной речи, интеллекта. Рецепторы, расположенные на кистях рук, связаны с внутренними органами.

Массируя каждый пальчик, активизируют и нормализуют работу сердца, печени, желудка. Меняя движения кистей рук, дети под руководством воспитателя строят «крышу», «ворота», «дом». Включают и динамические упражнения, когда показывают, как птичка пьет воду или сидит в гнезде, летит.

Пальчиковую гимнастику проводят с сопровождением стихами, музыкой. Разыгрываются сказочные сюжеты с применением пальцев рук. Так можно инсценировать сказку «Репка» или «Колобок». Используют в гимнастике специальные массажные шарики, мячики. Можно начать зарядку после сна упражнениями с пальцами верхних конечностей.

Гимнастика для детей после дневного сна

Сюжетные и музыкальные комплексы

Интересно детьми разыгрываются сказки, включающиеся в зарядку. Для детей младшего возраста можно взять сказку «Теремок». Имитация движений животных и будет зарядкой. Сюжетная гимнастика для воспитанников старшего дошкольного возраста проходит с использованием других произведений.

Обязательно понадобится и музыкальная часть. Здесь можно использовать такие произведения, как симфоническая сказка «Петя и Волк» Прокофьева. Подобрать упражнения надо с учетом особенностей детей. В старшей группе такая гимнастика заинтересует дошкольников. И, кроме задач физического воспитания, будут решаться и эстетические, и творческие.

Процедуры закаливания

После пробуждения и зарядки нужно провести закаливание. В этой части используют в холодное время года обливания ног водой контрастной температуры в помещении. Многие используют протирания шеи, груди, лица холодной водой, а затем мягким полотенцем.

Закаливание проводится только по согласованию с родителями и педиатром. Нельзя обливать ребенка холодной водой, если он часто болеет простудными заболеваниями. Закалка детского организма проходит постепенно. Начинать ее надо в теплое время года. Тогда и зарядка после сна проводится на улице.

Заканчивают ее ходьбой босиком по травке, дорожке из гравия. На начальном этапе закаливания производит обтирания полотенцем или губкой, смоченной в воде. Обтираются по пояс, начиная с головы, шеи, рук, груди и спины. После этого растираются докрасна полотенцем.

Обливают детей водой с температурой в 30 градусов, постепенно снижая до 15. Противопоказаны обливания детям повышенной возбудимостью. Проведение закаливающих процедур хорошо сочетается с физическими упражнениями и полезно после дневного сна.

Закаливающие процедуры в детском саду
Зарядку заканчивают закаливающими процедурами

Используемые пособия и предметы

У малышей мир лучше воспринимается наглядно, образно. Поэтому можно приготовить к проведению зарядки слайды, предметные и сюжетные картинки. Мягким игрушкам отдают предпочтение потому, что дети с удовольствием выполняют упражнения, показывая их кукле или мишке. Коврики и ребристые доски вносят разнообразие в комплекс. Можно проводить общеукрепляющую зарядку с применением обруча, скакалки, гимнастической палки.

Интересны комплексы с мячом, кеглями, разноцветными лентами. Как и любой этап режима дня гимнастике нужен анализ. Его проводят обязательно, чтобы выявить, какую пользу здоровью дошкольников она принесла, что необходимо убрать из комплекса, а что включить. В соответствии с проведенным анализом составляют план оздоровительных мероприятий.

Гимнастика в детском саду, кроме утренней, нужна и после дневного сна. Она служит укреплению здоровья воспитанников, улучшению их психического и эмоционального настроя. Включает зарядка несколько этапов, связанных друг с другом и направленным на коррекцию отклонений физического развития детей, предупреждения их.

Видео по теме:

  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
  • Embedded thumbnail
Добавить комментарий